Когда заказчик решает разработать бренд товара, услуги или своей компании, он обращается к графическому дизайнеру или специалисту по брендингу. Но большинство считает, что между дизайнером и бренд-специалистом не существует разницы, потому что они оба в состоянии придумать логотип.
В статье поговорим о различиях между брендингом и графическим дизайном, их функциях, точках пересечения.
Проблема понимания
Сегодня компании существуют в рамках жесткой конкуренции. Чтобы выделиться из конкурирующей среды, фирма должна создать неповторимый, узнаваемый образ, завоевать доверие целевой аудитории.
За каждым успешным товаром или услугой стоит сильный бренд. Согласно маркетинговым исследованиям Nielsen почти 60% людей покупают новые продукты от знакомых производителей, более 20% готовы заплатить за продукт, который представлен их любимой торговой маркой.
Чтобы создать сильный бренд, владельцы компаний начинают искать подрядчиков. Одни обращаются в брендинговые агентства, другие охотно доверяют графическим дизайнерам. В результате выигрывают только те, кто понимает, что такое бренд, брендинг и дизайн, где они пересекаются, а где принципиально различаются.
Проблема понимания этих понятий приводит к тому, что потенциально успешные проекты реализуются несвоевременно и становятся неактуальными, а какие-то не реализуются в принципе из-за отсутствия разъяснений, неправильного понимания механизмов работы.
Только через осознание процессов создания бренда можно получить сильную стратегическую айдентику и великолепную визуальную составляющую компании.
Графический дизайн — скелет бренда
В разговорах о бренде и брендинге мы часто сужаем понятие этих терминов, сводя их к разработке визуального образа: лого, фирстиля, корпоративных цветов, графики, композиции.
Но такое понимание вещей, можно считать правильным, если заполняется бриф и составляется техническое задание для дизайнера, который будет заниматься разработкой визуальной идентификации для бренда.
Специалист разработает логотип, палитру цветов, шрифты для обеспечения единства образа бренда на любом носителе от документа деловой переписки до POS-материалов, email-рассылок, упаковки, меню ресторана, билборда и брендированного транспорта.
Когда дизайнер все сделал правильно, каждый элемент его проекта будет органично вписан в бренд. В этом случае можно говорить, что графический дизайн — это правильный скелет, который работает на развитие и продвижение торговой марки:
Привлекает потенциальных клиентов.
Конвертирует лиды в продажи и рост прибыли.
Делает торговую марку узнаваемой, отличной от конкурентов.
Значит, графический дизайн отвечает за создание констант фирстиля, за то, чтобы все элементы айдентики формировали узнаваемый, неизменный образ фирмы. Дизайн выступает средством визуальной коммуникации. Он выражает идеи, смыслы, ценности компании через визуал: иллюстрацию, фотографию, композицию, видео, типографику.
Для решения различных задач специалисты используют разные способы и инструменты, что дифференцирует графический дизайн, делит его на виды:
рекламная графика: баннеры, флаеры, плакаты, инфографика, презентации;
пользовательские интерфейсы: приложения, сайты, игры;
дизайн публикаций: каталоги, инструкции, журналы;
дизайн упаковок: этикетки, обертки, коробки, бутылки, емкости;
моушн-дизайн: мультипликация, анимация приложений, игры, баннеры, обучающие видео;
дизайн окружения: вывески, выставки, стилизация офисов, брендирование объектов, стилизация интерьеров и экстерьеров;
иллюстрация.
В большинстве случаев дизайнер специализируется на одном виде графического дизайна. Но постоянное развитие технологий, динамика рынка, заставляют быть гибким, изучать разные сферы.
Если говорить о дизайне в визуальной идентификации бренда, то он позволяет создать лицо торговой марки. Айдентика рассказывает историю компании, делится эмоциями, передает опыт через определенные образы. И здесь не обходится без создания брендбука.
Однако клиенты ожидают от брендинга больше, чем визуальную идентификацию. У бренда должна быть душа, то, что отличает его от множества конкурентов, формирует доверие, прочную связь с целевой аудиторией.
Брендинг — душа бренда
Под наплывом трендов, сильного влияния индустрии моды, люди часто забывают о сути бренда, путая его с модной вещью. В правильном понимании бренд — уникальная система из знаков, символов, слов, которые складываются в особую комбинацию, что отличает товар / компанию от конкурентов, служит идентификатором. Бренд — визуальное и эмоциональное представление, которое закрепляется в сознании потребителей, ассоциируется с продуктом или фирмой.
Бренд эффективен тогда, когда вызывает высокий уровень доверия, соответствует знаку качества. А значит, его успешность, сила, узнаваемость зависит не только от эстетической стороны и визуального контента. Важна стратегия, позиционирование, миссия, цели.
Поэтому создание фирстиля, который относится к графическому дизайну, не обходится без проведения исследования рынка, конкурентной среды, анализа ЦА. Дизайнеры не проводят аудит, этим вопросом занимаются маркетологи, аналитики, исследователи, которые углубляются в детали бизнеса, проводят маркетинговые исследования, работают с целевой аудиторией.
В полном понимании бренд и брендинг — сложная, органичная структура со своими причинами на реализацию, миссию, цели. Эта структура, которая несет особую идею, открывает перед потребителями индивидуальный образ, использует определенный стиль коммуникации.
Брендинг объединяет:
качества, характеристики продукта, его сильные стороны;
внешний облик;
поведение;
убеждение;
личность.
Брендинг старается решить проблемы целевой аудитории. Сделать это можно только через действия, отношение к целевой аудитории. В крупных корпорациях, которые дорожат своей репутацией и создают бренды для людей, вопросы поведения, убеждения и личности, затрагиваются особенно остро, прорабатываются на начальном этапе создания торговой марки.
Компания должна понимать, что ее действия будут отражаться на восприятии целевой аудиторией.
Брендинг — это продуманность движений и сообщений в сторону ЦА. Неважно, что создает фирма, новый товар, услугу, релиз — они должны подчиняться гармонии, быть продуманными, соответствовать стратегии компании.
Branding формирует индивидуальность и характер бренда. Именно нематериальная сторона определяет привязанность потребителя к любимой торговой марке, товару.
Графический дизайн и брендинг неразрывно связаны друг с другом. Но это совершенно разные понятия. Красивая эстетика не может существовать без стратегии. Без души она будет пустой. Как и стратегия не будет полной, если ее не смогли понятно выразить, красиво упаковать. Поэтому эти два понятия приходится держать в равновесии.
Эстетика не должна идти против функции. Оба элемента должны решать поставленные задачи.
Заключение
Брендинг подталкивает нас к поиску, уточнению истины, созданию точных образов, которые увеличивают прибыль. Branding выходит за пределы визуальной стороны, он охватывает опыт пользователя в каждом измерении. Лого — больше, чем знак, фирменный стиль — больше, чем красивая картинка.
Графический дизайн — это проектная деятельность, направленная на создание визуальной среды для бренда. Через визуал отражаются ценности и характеристики продукта с помощью средств коммуникации или образов. Дизайн питательная среда для бизнеса.
Визуальная идентификация — индивидуальная сторона торговой марки, то, как фирма выстраивает отношение с ЦА.