Существует два принципиально различных подхода к дизайну офиса. В Москве и столичных бизнес-центрах в равной мере используются оба, в зависимости от типа менеджмента, требований к рабочим местам и специфики работы сотрудников различных профессиональных сфер — это традиционные офисные кабинеты и открытые рабочие пространства open space.
Разработка дизайна офиса руководителя, за исключением каких-то отдельных творческих профессий, обычно предполагает создание и обустройство отдельного достаточно большого кабинета, с приемной и местом для секретаря или без нее. Данный принцип планировки является традиционным и активно используется в различных ведомствах, министерствах, институтах и др. В одном кабинете может трудиться целый небольшой отдел из 3-4 человек, и это по-прежнему будет кабинетный тип дизайна офиса.
Open-space предполагает наличие просторного открытого пространства, в котором трудится большое количество сотрудников, которые могут работать как на одном уровне, в одном департаменте, так и на разных. Open-space подход идеален для дизайна офисов продаж, редакций изданий и телеканалов, страховых компаний, бирж, всевозможных агентств от рекламных до работающих с недвижимостью и т.д. Открытое пространство всегда предполагает более открытый, демократичный подход, взаимопомощь сотрудников и руководителей. Дизайн интерьера офиса open-space может использовать как открытые стоящие встык столы (например, это очень удобно в дизайн-студиях, ателье, редакциях, которые используют столы как рабочую поверхность и иногда она должна быть очень большой), так и рабочие места с невысокими перегородками, которые позволяют создать уютные и комфортные рабочие слоты для каждого сотрудника, а также частично поглощают звуки и не мешают коллегам параллельно говорить по телефону.
Безусловно, дизайн офиса целой компании всегда может сочетать оба подхода: рядовой персонал может успешно работать в открытом пространстве, а для руководящего персонала и переговорных будут предусмотрены отдельные закрытые помещения. В частности, редактор газеты может иметь сразу два рабочих места: одно в открытом пространстве с журналистами, где он выпускает свежий номер или передачу, второе — личный кабинет, где он может заниматься административной деятельностью.
Стили в дизайне интерьера офисов
Эксперты выделяют несколько наиболее популярных направлений в дизайне офисов и организации пространства. Условно их называют европейским и американским стилем, но внутри каждого также выделяю отдельные подвиды.
В частности европейский подход в дизайне офисов отличается некоторой демократичностью, открытостью, готовностью к экспериментам и необычным сочетаниям. В дизайне такого офиса могут эффективно сочетаться хай-тек, модерн с какими-то элементами, которые позволят сделать пространство более уютным, домашним, приятным для сотрудников, которым приходится проводить здесь от девяти часов ежедневно. Европейский дизайн офисов в свою очередь подразделяют на классическое английское, строгое немецкое и скандинавское направления.
Англия в дизайне интерьера офиса — это классика, элегантность, стиль и комфорт. В таких офисах много дорогого дерева, книг, картин, аксессуаров. Такой дизайн настраивает на спокойствие, взвешенное принятие решение. Используется данный подход для оформления кабинетов руководства или комнат для переговоров. Данный стиль идеально подходит представителям юридических профессий, адвокатам, нотариусам, консультантам и др.
Немецкий дизайн офиса — это минимализм, предельная эргономика, светлые тона, отличное освещение, позволяющие концентрироваться на работе. Яркими элементами могут быть цветы или небольшие элементы в мебели или айдентике компании.
Характерным представителем скандинавского дизайна офисов являются офисы с использованием мебели и в стиле IKEA. Они всегда светлые, эргономичные, комфортные, уютные, продуманы до мелочей. При этом здесь всегда есть место чему-то приятному и домашнему, например, уголку для отдыха или фото коллектива на стене в дружеской или непринужденной рабочей атмосфере.
Американский подход в дизайне офисов отличается строгостью, некоторой авторитарностью и бескомпромиссностью, которые чаще всего будут присущи характеру руководителя, выбирающего такой подход. Американский офис характеризуется отсутствием лишних деталей, подчеркнутым минимализмом.
Стиль «Уолл-стрит» — яркий представитель такого дизайна офиса: большие open-space пространства, каждое место отделено перегородками, все мелочи продуманы, все необходимое под рукой, пространство кажется особенно холодным благодаря металлу и стеклу. Зачастую дизайн столь лаконичен, что не остается места даже для вазона с цветами. Задачи такого дизайна офиса: максимально настроить сотрудников и клиентов на рабочий лад, отразить серьезность и стабильность компании и бизнес-подходов ее руководства.
Отдельно выделяют японский подход в дизайне офисов. Такой дизайн воплощает все черты, присущие народу Японии: исключительная работоспособность, целеустремленность, дисциплина, уважение к старшим, настойчивость, выдержка, а также умение предельно эффективно, лаконично и свободно организовать даже небольшое пространство. Такие офисы всегда выглядят очень светлыми, современными, технологичными и просторными, даже несмотря на небольшую площадь. В интерьере офиса и мебели могут быть использованы такие материалы, как хлопок и шелк. Если дизайн офиса разрабатывается для японской компании, то зонирование пространства будет строго подчинено иерархической структуре компании.